Меню сайта

Категории раздела

Счетчики

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Установка профессиональной шумо- и виброизоляции
14.04.2010, 16:24

Установка профессиональной шумо- и виброизоляции

Вибродемпфирование и шумоизоляция любых автомобилей. Варианты частичной и полной шумоизоляции от "бюджетной" до "эксклюзивной". "Акустическая" подготовка кузова и салона автомобиля к инсталляции аудио и видео систем. Подбор материалов не "шаблонный", а основывается на собственном опыте работе, а также наработках ведущих украинских и российских специалистов в данной области, что гарантирует достижение оптимального результата.

Шумоизоляция салона

Позволю себе вкратце изложить теорию "своими словами".

Итак, начнем с природы шума в автомобилях вообще. Легко и понятно это объясняется так:

Представим себе работающий двигатель. Звуковые волны, а попросту - шум, распространяется во все стороны :). Через металл стенки моторного отсека, штатную шумку, ковры и т.п. элементы салона интенсивность шума значительно понижается. Но мы его все равно слышим :). Проходя сквозь металл стенки моторного отсека (а также в любом другом месте - неважно), звуковые волны теряют свою энергию, но вызывают вибрацию поверхности. Более всего подобным вибрациям подвержены "плоские" поверхности большой площали: пол, крыша, стенка моторного отсека, филенки дверей, боковины багажника и т.п., менее - ребра жесткости кузова, элементы малой площади и с большим числом "изгибов" металла: стойки и др.. Вибрация - следствие перехода энергии звуковой волны в механическую энергию колебаний. Кроме того, вибрации металлических поверхностей связаны непосредственно с вибрацией элементов самого автомобиля, т.к. двигателя, трансмиссии, элементов ходовой части и т.д. Амплитуда вибраций металла невелика, но эти колебания порождают новые звуковые волны, которые мы также слышим. В жизни невозможно отделить первичные (проникающие в т.ч. через уплотнители) звуковые волны от вторичных (вызываемые вибрацией металлических поверхностей), слышен просто широкополосный шум.

Под шумоизоляцией подразумевается вибродемпфирование металлических поверхностей (материал наносится непосредственно на металл кузова) с целью "заглушить" вторичные звуковые волны, а затем укладка дополнительных шумозащитных материалов (их несколько видов - в зависимости от цели применения разные структуры материала и т.п.). При вибродемпфировании поверхности механическая энергия колебаний площадей металла переходит в тепловую энергию слоя виброизоляции, таким образом значительно снижается интенсивность вторичных звуковых волн. При бюджетной шумоизоляции вибродемпфирующим материалом достаточно покрыть в районе 80-90% поверхности металла, не затрагивая ребер и других жестких частей кузова. Описанной обработке подвергаются стенка моторного отсека изнутри, пол салона, тоннель, филенки дверей (для звука делаем более специальные вещи, чем просто филенки, например, дверь - "закрытый ящик" во избежания акустического "короткого замыкания", т.е. заклеиваются технологические отверстия под картой или же вся площадь), крыша, багажник…

Разбирается весь салон, включая, если необходимо, демонтаж торпедо и отопителя и поверх штатной виброизоляции укладывается слой (или несколько) дополнительной виброизоляции. Если штатная вибра не лежит на металле, от времени испортилась и т.д., ее можно демонтировать или попытаться уложить на место. Шумка укладывается под родные штампованные детали шумоизоляции, ковры и т.п.

Есть несколько видов прокладочных материалов для того, чтобы убрать ненавязчивые поскрипывания ("сверчки"), которые после шумоизоляции начинают здорово напрягать - ведь общий фон шума упал. Вообще, любые операции по шумоизоляции нужно делать с оглядкой на внутрисалонные шумы. Были случаи, когда локализация и устранение постороннего звука внутри салона представлялась практически невыполнимой задачей. К счастью, подобное - скорее исключение, подтверждающее правило о том, что "искоренение" внутрисалонных шумов - важнейший этап шумоизоляции салона.

Дребезжание и шумы внутрисалонного пластика (детали облицовки, в отечественных автомобилях - торпедо и т.п.) помимо прокладывания и проклеивания стыков также можно частично устранить с помощью вибродемпфирования больших площадей пластика специальным материалом, а чаще всего - обыкновенной легкой виброй.

Часто слышу вопросы, наподобие "Надо ли шумоизолировать крышу, двери, багажник?". Ответить однозначно нельзя, также как и на вопрос: надо ли делать дополнительную шумоизоляцию в принципе. Практически не встречал автомобилей, где крыша была бы вибродемпфирована с завода (исключение составляют большие универсалы и то частично). Отчасти объясняется тем, что относительно небольшое количество внешних шумов проникает через зону крыши. С другой стороны при движении на достаточно большой скорости крыша становится достаточно сильно вибронагруженной зоной - источником вторичных шумов. Есть еще такое явление как стук капель дождя по крыше и т.п. При обработке крыши вибро и шумопоглощающими материалами эффект от указанных неприятных явлений нивелируется в значительной степени. Были прецеденты, когда неприятный НЧ "гул" в салоне на больших скоростях удавалось убрать ценой лишь вибродемпфирования крыши.

Что касается дверей, то через них поступает достаточно большое количество внешних шумов, площади филенок велики (само стекло - отличный шумоизолятор). Поэтому обработка дверей по важности может уступать лишь самым шумящим зонам - стенке моторного отсека и полу салона. Часто качественная обработка дверей салона дает эффект, сравнимый с эффектом от обработки, скажем, такой важной зоны как пол. Особенно это касается автомобилей больших размеров с качественно заводской обработкой пола. Кроме того, следует упомянуть, что двери традиционно обработаны с завода не очень обильно (причем это касается и достаточно дорогих автомобилей).

Обработка жестких элементов и стоек, а также подкапотного пространства - дело, на мой взгляд, вторичное и оправданно лишь тогда, когда все остальное уже сделано. Если выполнять работы по принципу "мелочей нет", тогда стоит обратить внимание и на указанные зоны. Хотя, должен отметить, в автомобилях с дизельным двигателем вибродемпфирование лишь крышки капота способно дать ощутимый результат. С бензиновыми, увы, подобного эффекта обработкой лишь крышки капота не добиться.

К сожалению, автомобили разных марок и моделей существенно отличаются друг от друга, потому к каждому "больному" тут необходим абсолютно индивидуальный подход. Опыт работы позволяет мне выбрать наиболее подходящий вариант, лучший по соотношению цена/эффект, практически для любого авто - именно поэтому каждую новую модель я рассматриваю как совершенно незнакомый автомобиль!

Обработка дверей

Поскольку двери являются традиционно наиболее востребованной зоной обработки, попробую изложить основные принципы, которыми следует руководствоваться при подборе комплекта, а также предложить несколько вариантов обработки.

Изначально "через" двери в салон попадает достаточно много посторонних звуков с улицы. Кроме того, собственные скрипы карт - не такое уж редкое явление даже у достаточно дорогих автомобилей, особенно после того, как карты демонтировались не специалистами. Потому нет ничего удивительного в том, что многие автолюбители желают начать шумоизоляцию своего автомобиля именно с этой зоны. Кто-то желает улучшить звучание штатной или новой акустики. Без тщательной обработки тяжело реализовать потенциал динамиков при дверном размещении. При установке в двери акустики возникают следующие нюансы: акустическое короткое замыкание (выход волн, излучаемых внутренней поверхностью диффузора, из объема двери и компенсация ими волн, излучаемых внешней поверхностью и находящихся, таким образом, в противофазе), призвуки (это и собственное излучение филенок, и дребезг различных тяжек, элементов замков и т.д.). Со всеми этими проблемами можно эффективно бороться.

При обклейке дверей необходимо помнить о том, что чрезмерное утяжеление может оказать негативное воздействие на дверные петли, а также на замки. Я буду рекомендовать материалы с оглядкой на это. Кроме того, с учетом постоянно изменяющейся влажности и температуры внутри объема двери адгезионные свойства материала должны гарантировать долгий срок службы.

Для начала рассмотрим бюджетный вариант обработки дверей. Для ощутимого улучшения ситуации можно начать с виброизоляции внешней филенки двери и заклейки виброизоляционным материалом технологических отверстий под картами дверей. Для этого можно использовать Вибропласт-М1 или М2 (филенка, площадь под картой). Несколько более интересный эффект будет от заклейки всей площади под картой, включая металл и технологические отверстия. При этом нужно следить, чтобы тяжки дверей не касались клейкого слоя демпфирующего материала. Для этого можно вырезать кусок материала в непосредственной близости с тяжкой или же заключить тяжки в гофры. Вполне допустимо также использование Бимаста-Стандарт вместо Вибропластов - в большинстве автомобилей разница в весе не будет критичной, а эффективность у него выше. Кроме того, при нежелательности переутяжеления всегда есть возможность использовать Dynamat Extreme - более эффективный материал с совсем небольшой массой. Использование второго слоя шумоизоляционного материала на филенках, на наш взгляд, является нежелательным вследствие возможности впитывания влаги материалом или отлипания его от слоя виброизоляционного материала под влияние повышенной влажности (что характерно, соответственно, для шумопоглотителей и шумоотражателей).

Если целью является именно акустическая обработка, то к последнему варианту можно прибавить либо слой шумоотражателя на площадь под картой (например, Сплэн-2) и/или слой прокладочного материала (являющегося в т.ч. и шумопоглотителем) на саму карту (в его роли чаще всего выступает Битопласт-5Л/10Л). Если требуется максимальная эффективность, то эти слои можно использовать вместе.

При желании достичь максимально возможного эффекта и по шумоизоляции дверей, и по акустической обработке вариант может выглядеть следующим образом: филенка двери в 1 слой (виброизоляционный материал); площадь под картой двери в 2 слоя (виброизоляционный материал + тонкий шумоотражатель), а также 1 слой прокладочного материала на самой карте.

Ассортимент материалов от Стандартпласта (а также Kicx и Dynamat) позволяет подобрать подходящий комплект для каждого автомобиля с учетом всех пожеланий владельца и рекомендаций установщика.

Категория: Мои файлы | Добавил: kulish
Просмотров: 1134 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск